Zvolna.ru

Дачный сезон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Голубой цветок

СКАЗКИ ГЕРМАНИИ

Волшебный мир старой немецкой сказки

  • Главная
  • КАРТА САЙТА
  • Эпос Мифы
  • Баллады
  • Народ.Сказки и Легенды
  • Сказки Шварцвальда
  • Легенды Баден-Бадена
  • Легенды Гарца
  • Сказки Вост.Пруссии
  • Легенды Рейна
  • Писатели 18-19вв.
  • Писатели 19-20вв.
  • По следам немецких сказок и легенд
  • Мифические (сказочные) образы
  • Стихи в блоге
  • Фламандские сказки
  • В гостях сказка
  • О блоге и об авторе

ПО СЛЕДАМ НЕМЕЦКИХ СКАЗОК И ЛЕГЕНД. «ГОЛУБОЙ ЦВЕТОК»

В народном фольклоре Голубой цветок воплощает в себе тоску по любви и самую любовь, а также является символом проявления иной реальности в мир людей, забвения от земных забот.
А у немецких романтиков наряду с обычной символикой этот образ также начал обозначать метафизическое /1/ стремление к Бесконечному и Непознаваемому.

Голубой цветок у них символизирует вечное стремление человека к познанию Природы, окружающей его с рождения до смерти, а следовательно, к познанию Самого Себя, своей Души — конечной цели всех романтиков. Постепенно этот образ в немецком романтизме стал также воплощать жажду неизведанного и тоску по дальним краям и странам, превратившись в символ странствия как такового. И главным поэтическим образом того времени становится лири ческий герой — беспокойный странник, который утратил родину и пытается вновь обрести родной дом. Вечно в пути, между небом и землей, между днем и ночью, между прошлым и будущим, он ощущает и передает горько-сладостную полноту окружающего пейзажа.

Мучительный выбор между доро́гой домой и стремлением к дальним горизонтам является очень типичным для немецких романтиков, постоянно обращавшихся к мотиву путешествия: человек всегда в поиске себя самого, его странствие само является целью в поисках Недостижимого /2/ . …

Первым к образу Голубого цветка обратился один из ранних романтиков-писателей Новалис в своем незаконченном романе «Генрих фон Офтердинген» (изд. в 1802г., русский перевод 1914г.). Он работал над романом последние два года своей короткой жизни (1800-1801гг.) и успел написать вчерне только девять глав первой части и самое начало второй. Роман опубликован другом Новалиса Людвигом Тиком уже после смерти автора, в 1802г.

Именно в этом, своем основном произведении Новалис рассказывает о Голубом цветке — символе романтической поэзии и ее нескончаемой тоски по Бесконечному. Этот роман Новалиса — фрагментарный, незавершенный, да что там — едва намеченный автором! — прославил фольклорный образ Голубого цветка и сам, благодаря ему, остался в мировой литературе.

Новалис. Бюст работы Фрица Шапера (Fritz Schaper)

Используя первым среди романтиков этот образ, Новалис расширяет его символику. Голубой цветок становится у него символом любви Божественной и символом Вечной Женственности, воплощением никогда не достижимого идеала, к которому устремлена душа Поэта.

Обобщенно можно сказать, что в образе Голубого цветка у Новалиса слились воедино три великих принципа: Природа, Человек (прежде всего женское начало) и Дух, Мировая Душа.

Ещё задолго до начала XIX века – времени возникновения немецкого романтизма — в Германии то в одной легенде, то в другой постоянно встречался мотив Голубого цветка.

Впрочем, существует — с небольшими вариациями в зависимости от местности — и сама легенда. Она очень проста и очень изящна в своей простоте. Она рассказывает нам о Голубом цветке. Тому, кто случайно найдет его, откроется доступ к скрытым сокровищам.


Фонтан «Голубой цветок» в Гуденсберге

Якоб Гримм, один из знаменитых братьев-сказочников, также подхватывает из народных легенд мотив Голубого цветка как ключа и пути к неизмеримым сокровищам. Вот как он сам рассказал об этом:

«Чтобы попасть в гору, где спрятаны сокровища, необходимо отыскать путеводный предмет, открывающий все двери: это обычно растение или корень.

Прототипом Голубого цветка в фольклоре Германии являлись василек или цикорий.

Из романа «Генрих фон Офтердинген» явственно следует, что Новалис был хорошо знаком с народной легендой о Голубом цветке. Из нее он заимствовал образы, превратившиеся впоследствии в типичные символы романтизма: порог как граница между реальностью и видением, сумерки, полумрак, лунный свет, странствие, у которого нет конца, и двигаться можно только от одной остановки на жизненном пути к другой …

Но причиной обращения Новалиса к образу Голубого цветка послужили особые, очень личные, события в жизни писателя.
В 23 года (в 1795г.) Фридрих фон Гарденберг обручился с 13-летней Софией фон Кюн /4/. Впрочем, свадьба не состоялась: невеста серьезно заболела и умерла через два года. Новалис был потрясен ее смертью. Он не переставал вспоминать и оплакивать эту девочку, умершую в возрасте пятнадцати лет после неудачно сделанной операции. Смерть Софьи Фридрих превратил в тему романтических переживаний, она означала для Новалиса преображение, экстатическое бегство и избавление от времени и пространства. Эти переживания были тем сильнее, что скоротечная чахотка менее чем через месяц унесла и его младшего брата Эразма, с которым он был очень дружен.

О Софии Новалис рассказал Фридриху Шведенштайну /5/ , своему близкому другу, и тот прислал ему акварель собственной работы, на которой был изображен увядший синий цветок василька. Эта акварель не сохранилась, но именно она подсказала Новалису основной мотив его незавершенного романа.

Голубой цветок

Романы растут из недоглядов истории.

Ф. фон Харденберг, впоследствии Новалис Отрывки и этюды (1799–1800)

Это роман о жизни Фридриха фон Харденберга, еще до того, как он прославился под именем Новалиса. Все уцелевшие произведения, письма к нему и от него, дневники, официальные и неофициальные документы опубликованы в пяти томах между 1968 и 1988 годами в издательстве «W. Kohlhammer Verlag». Первыми редакторами были Рихард Самуэль и Пауль Клукхон, и я перед ними в неоплатном долгу.

Описание операции без наркоза по поводу ампутации молочной железы заимствовано главным образом из письма Фанни дʼОрбли к ее сестре Эстер Берни (30 сентября 1811 года).

Якоб Дитмалер сразу понял, уж не такой дурак, что они с другом угодили к тому в гости аккурат в день стирки. Никуда, тем более в громадный дом, третий по размерам во всем Вайсенфельсе, не следовало заявляться в такое время. Матушка Дитмалера управляла стиркой трижды в год: у них в хозяйстве постельного белья и белого исподнего лишь на четыре месяца хватало. Рубашек у него было всего восемьдесят девять штук, не более. Но на Клостергассе у Харденбергов густая несвеже-белая пурга простынь, наволочек, чехлов, корсетов, сорочек, нижних юбок и кальсон, из верхних окон засыпавшая двор, где слуги и служанки с важным видом ей подставляли большущие корзины, — свидетельствовала о том, что здесь стирают в году всего однажды. Это могло не означать богатства и, в данном случае, Дитмалер знал, не означало, но было верным признаком долгого житья на одном месте. И обширного семейства. Исподнее детишек и молодых особ, вперемешку с более солидными размерами, кружилось и порхало, будто детишки сами пустились влёт.

— Ну, Фриц, ты, кажется, меня совсем некстати притащил. Уж предупредил бы, что ли. Сам посуди, удобно ли чужому для твоего почтенного семейства человеку стоять по колено в вашем белье.

— Откуда же мне знать, когда они затеют стирку? — отвечал Фриц. — Да ты не бойся, тебя здесь все равно встретят с распростертыми объятиями.

— Фрайхерр топчут белье неразобранное, — вмешалась ключница, высовываясь из нижнего окна.

— И сколько же, Фриц, вас всех в семействе? — спросил Дитмалер. — Этакая уйма вещей! — и ни с того ни с сего вдруг гаркнул: — Понятия «вещь в себе» не существует!

Фриц, направившийся было через двор, остановился, огляделся и потом важным, властным голосом прокричал в ответ:

— Господа! Взгляните на эту бельевую корзину! Сосредоточьте вашу мысль на бельевой корзине! А теперь, господа, помыслите о мыслях бельевой корзины!

Собаки в доме зашлись лаем. Фриц подозвал одного из державших корзину слуг:

— Дома отец и матушка?

Мог и не спрашивать, где ей еще быть, матушке. Тут во двор выбежали приземистый юнец, неустоявшегося облика, помоложе Фрица, и светловолосая девочка.

Читать еще:  Восточные лилии

— Здесь, тем не менее, мой брат Эразм и сестра Сидония. Они здесь — чего же нам еще?

Оба кинулись на шею Фрицу.

— Сколько же вас всех в семействе? — опять спросил Дитмалер. Сидония тянула ему руку, улыбалась.

«Здесь, средь скатертей, младшая сестра Фрица Харденберга смутила мой покой, — думал Дитмалер. — Этого мне только не хватало».

— Карл где-то тут, и Антон, и Бернард, но нас, конечно, больше.

На пороге, зыбучая, как тень, бесплотней тени, их встретила фрайфрау фон Харденберг.

— Матушка, — сказал Фриц. — Это Якоб Дитмалер, он учился в Йене тогда же, когда Эразм и я, а теперь он ассистентом у медицинского профессора.

— Нет еще, — поправил Дитмалер. — Когда-нибудь и стану, я надеюсь.

— Я ездил в Йену, знаете, повидать друзей, — Фриц продолжал. — И залучил его к нам на несколько деньков.

Взгляд фрайфрау отобразил чуть ли не ужас — взгляд затравленного зайца.

— Дитмалеру необходим глоточек коньяку, чтоб поддержать в нем жизнь хотя на несколько часов.

— Так он больной? — в смятении отозвалась фрайфрау. — За ключницей, стало быть, послать.

— К чему нам ключница, — сказал Эразм. — У вас же у самой есть ключи от буфетной.

— Да-да, конечно, — она глядела на него с мольбой.

— Ключи у меня, — вмешалась, наконец, Сидония. — С тех пор как сестрица замуж вышла. Я вас проведу в буфетную, и не тревожьтесь.

Тут только фрайфрау опомнилась и пригласила в дом сыновнего приятеля.

— Супруг не может сию минуту вас принять, он на молитве.

И, сбросив это испытанье с плеч, она не стала их сопровождать по обветшалым комнатам и еще более обветшалым коридорам, заставленным старыми добротными мебелями. По малиновым стенам поблеклые прямоугольники остались на память о картинах. В буфетной Сидония разлила коньяк, Эразм провозгласил тост — за Йену.

— Stoss an! Jena lebe hoch! Hurra![1]

— Нашли что славить, — усмехнулась Сидония. — В этой Йене Фриц и Асмус только зря деньги переводили, вшей набирались да слушали разный философский вздор.

Она вручила братьям ключи и вернулась к матери, которая так и стояла на том самом месте, где ее оставили, недвижно наблюдая приготовленья к большой стирке.

— Матушка, вы мне не дадите немного денег, талеров шесть-семь, — кой-что устроить для нашего гостя.

— Милая моя! Да что ж еще устраивать? Кровать, слава Богу, в комнате, какую ему выделили, стоит.

— Да, но слуги там держат свечи и повадились Библию читать в свободные часы.

— Но, милая моя, зачем же ему в комнату соваться средь бела дня?

Сидония предположила, что ему, может быть, захочется что-то записать.

— Записать? — предположение дочери поставило фрайфрау в совершеннейший тупик.

— И ему для этого понадобится стол, — Сидония воспользовалась своим преимуществом. — А на случай, предположим, ежели ему захочется помыться, нужен кувшин, и таз, и ведро.

— Но, Сидония, неужто он умыться у колодца не умеет? Все братья твои так моются.

— И в комнате даже стула нет — куда он платье на ночь будет складывать?

— Платье складывать! Холодно еще, что ж на ночь раздеваться! Я и сама-то на ночь не раздеваюсь, и летом даже, вот уж лет двенадцать!

— И однако родили нас восьмерых! — вскрикнула Сидония. — Упаси меня Боже от такого замужества!

Это замечание фрайфрау пропустила, кажется, мимо ушей.

— Но ты о другом не подумала. Как бы отец голоса не возвысил.

Сидония и бровью не повела.

— Придется этому Дитмалеру мириться с отцом и с тем, как мы живем, а нет, пусть убирается к себе домой, скатертью дорожка.

— Так почему бы ему и с нашими гостевыми не смириться? Фриц ему рассказывал, я думаю, о нашем простом, богобоязненном обычае.

— Но разве богобоязненность непременно за собой влечет отсутствие урыльника? — поинтересовалась Сидония.

— Что за речи? Да что с тобой, Сидония? Или ты стыдишься родительского дома?

В свои пятнадцать лет Сидония вспыхивала, как спичка. Не просто вспыльчивость, горячность — жар души отличал всех юных Харденбергов.

И Фрицу загорелось повести друга на реку, пройтись по тропке, проторенной по-над рекой, говорить и говорить: о стихах, о назначенье человека.

— Об этом мы где угодно можем говорить, — возразил Дитмалер.

— Но я хочу, чтоб ты увидел, как мы живем, — объяснял Фриц. — Всё по старинке. Мы в Вайсенфельсе старомодны, зато у нас здесь покой, у нас здесь heimisch[2].

Один из слуг, из тех, что стояли подле корзин, но облеченный уже в темную ливрею, явился при дверях и доложил, что Хозяин рады будут принять сыновнего приятеля у себя в кабинете, до обеда.

— Старый враг у себя в логове! — крикнул Эразм.

Цветник голубой мечты: список цветов с необычным цветом

Природа и селекционеры дарят садоводам весь спектр цветов. Голубой цвет — символ чистоты и беззаботности. Он успокаивает, приносит ощущение прохлады в летний зной. Голубые цветы в садовой палитре – свои для каждого месяца.

Растения с голубыми цветами

Пролеска — невысокий цветок на тонком стебельке, с опущенным вниз колокольчиком. Появляется буквально из-под снега. Его ошибочно называют подснежником. Как все первоцветы, неприхотлив. Высаженный на клумбу, цветок напоминает о себе только ранней весной.

Крокусы — если высадить луковицы крокуса осенью, они поприветствуют солнце в конце марта. Не боятся заморозков, смело цветут, даже припорошённые снегом. Выведено много сортов крокусов. Оттенки от нежно-голубого до ультрамаринового. Срезанные крокусы долго стоят в цветочных композициях.

Незабудка. Этот цветок узнают все с первого взгляда. О названии у каждого народа есть легенда. Согласно греческому мифу, богиня Флора давала имена растениям, но забыла про голубой цветок. А когда вспомнила, подарила ему это название. Незабудка неприхотлива, растет без специального ухода, распускается в мае. Цветок будет себя комфортно чувствовать на сырой почве или по берегам искусственного водоема.

Дельфиниум — этот цветок получил морское название за голубой цвет. Бывает многолетним и однолетним, высота от 30 см до метра. Цветёт почти месяц, и до двух недель стоит в вазе. Садоводы рекомендуют сажать дельфиниум радом с гвоздиками и астрами. Они заслонят дельфиниум в конце лета, когда он потеряет шикарные голубые цветы и превратится в невзрачный кустик.

Гелиотроп курассавский — именно этот сорт выпускает крупные голубые соцветия в мае и цветёт до конца лета. Запах напоминает ваниль. Растение теплолюбивое, его высаживают на рассаду в феврале. В саду для гелиотропа выбирают солнечное место.

Люпин — насыщенно-голубые, почти синие свечки вспыхивают в зелёной траве лугов в июне. На клумбах люпины занимают центральное место, потому что вырастают до полутора метров. Семена люпина, мелкие бобы, съедобные. В народной медицине семена применяют для диетического питания при некоторых болезнях.

Лён — о голубых полях цветущего льна сложены песни. Его выращивают и в декоративных целях, это высокое и обильно цветущее растение. Вносит голубой штрих в цветник с июля по август. Любоваться им можно до полдня в тёплые солнечные дни. Семена льна очень полезны для пищеварения, поэтому их стоит собрать осенью.

Ирис бородатый – имеет несколько сортов от нежно голубого до ярко синего. Цветет весной, в зависимости от ухода цветение может длиться очень долго. После цветения кустики имеют аккуратный, опрятный вид.

Эти голубые цветы станут отличным украшением клумбы.

Выбираем синие цветы для дачной клумбы

Синий цвет — достаточно редкий гость в садовых хозяйствах нашей страны. Связно это в первую очередь с тем, что холодные оттенки, в число которых входят синий и голубой, хуже привлекают насекомых, соответственно, на цветы такого цвета садится меньше насекомых, и они хуже опыляются. В данной статье вы сможете найти информацию о садовых цветах синего цвета, их фото и названия.

  • Пролеска
  • Клематис
  • Гортензия
  • Лобелия
  • Аконит
  • Незабудка
  • Колокольчики
  • Герань
  • Петуния
  • Василек
  • Лаванда
  • Дельфиниум
Читать еще:  Лилия белоснежная

Пролеска

Этим голубым цветам иногда по ошибке дают названия Печёночница и Пролесник, ниже на фото вы можете оценить их внешние параметры. Этот невысокий многолетник весьма нетребователен к условиям произрастания, хорошо размножается и невосприимчив к болезням и вредителям.

Клематис

Существует огромное множество различных видов данного цветка. Есть кусты, травянистые многолетники, но абсолютное большинство составляют вьющиеся лианы. Их цветовая гамма не ограничивается только синими оттенками, включая также желтые, красные, розовые и оранжевые цвета.

В центре цветка располагается множество тычинок и пестиков. Аромат, источаемый клематисом, имеет схожесть с примулой, миндалем и жасмином.

Гортензия

Всего насчитывается около 80 видов данного цветка: от лиан и кустарников до деревьев небольших размеров. Гортензии могут быть самых разных цветов: синие, белые, нежно-розовые, темно-фиолетовые, красные и кремовые.

Цветки собраны в соцветия различной формы: зонтик, шар или метёлка, имеют по 4 лепестка, в центре находятся пестики и тычинки. Плод — коробочка с большим количеством мелких семян.

Лобелия

Лобелия — травянистый цветок-многолетник из семейства колокольчиковые, на фото вы можете ознакомиться с ее внешним видом. Наиболее популярный в декоративном садоводстве вид — лобелия эринус, известная также под названиями лобелия синяя и лобелия садовая.

Кусты лобелии компактной шаровидной формы, высотой 10–25 см. Листочки мелкие, ланцетной формы, располагаются в очередном порядке, цельные. Цветки диаметром до 2 см, размещены на недлинных ножках, каждый в отдельной пазухе, до 2 см в диаметре.

Аконит

Аконит — многолетний голубой цветок, также имеющий названия борец, волкобой и шлемник, с внешним видом растения вы можете ознакомиться на представленном фото. Растёт, как правило, на местах, богатых влагой и перегноем.

Незабудка

Этот синий садовый цветок хорошо известен всем жителям постсоветского пространства по одноименной песне Вячеслава Добрынина. Являет собой однолетнее или многолетнее травянистое растение довольно некрупных размеров, зачастую сильно опушенное.

Цветки — голубого цвета с желтым пятном в центре, обычно формируются в соцветие (завиток либо кисть), состоят из пятилопастной чашечки и тарельчатого венчика, в центре располагается один пестик и пять тычинок. Плод — ценобий, распадающийся после созревания на четыре не спаянных между собой части.

Колокольчики

Данное растение преимущественно можно встретить в широтах с умеренным климатом. Его латинское название — Campanula, так же, как и русское, апеллирует к его форме и переводится как колокол. Крайне нетребовательно к условиям содержания.

Цветки, как явствует из названия, колокольчатой формы, довольно крупные (до 7 см), в центре располагается три тычинки и один пестик. Цвет варьируется от голубого, фиолетового и синего до белого и лилового.

Герань

Герань, также известная как пеларгония, насчитывает порядка 400 различных видов растений, как правило, представленных полукустарниками и травами. Эти маленькие синие цветочки еще носят название журавельник благодаря форме своих плодов, которые напоминают клюв журавля.

Стебель — изогнутой формы, длиной до 1 метра. Листья расположены на черешках, отходящих от стебля, рассечены самыми разными способами, пальчатолопастные или пальчатораздельные, иногда перистой формы с тремя-пятью листками.

Петуния

Петуния — растение из семейства паслёновых, основным ареалом обитания которого является Южная Америка. Гибридные формы, выращиваемые как однолетние культуры в горшках, полюбились садоводам за их разномастный окрас и довольно крупные, привлекательные цветки.

В центре цветка — четыре-пять тычинок. Плод — двустворчатая коробочка, которая раскрывается после периода цветения.

Василек

Данный цветок считается сорным и часто встречается на полях, опушках лесов, огородах и полях. Василек — однолетнее или двухлетнее растение, которое довольно нечасто можно встретить как культивируемое в саду, поэтому вы можете изрядно удивить своих гостей, включив его в состав одного из своих цветочных ансамблей.

Плод — семянка с рыжим хохолком, который практически равен ей по длине.

Лаванда

Лаванду в древние времена использовали для процесса омовение тела, на что намекает корень её названия — lava, что с латинского переводится как «мыть». Сегодня в мире имеют широкое распространение только два вида данного растения — широколистная лаванда (с декоративной целью) и узколистная лаванда (как лекарственное сырье).

Этот вечнозелёный многолетник имеет многочисленные стебли, которые одревесневают в прикорневой части и достигают длины до 60 см. Листья — супротивно сидячие, серебристо-зеленоватого оттенка с мягким опушением.

Дельфиниум

Данное растение довольно близко по своим биологическим параметрам к ещё одному герою данной статьи — акониту. Также известен под названиями живокость и шпорник. Включает около 450 различных видов, в основном произрастающих в северном полушарии.

Голубой цветок

Есть люди, которых томит какая-то память, ими самими не осознанная, но которая может влиять на их творчество, хотя мы часто это не знаем (Так у Платона в его «Пире» и т.д.). Это — лермонтовский «Ангел». С этим фактом мы встречаемся в эпоху романтизма и им может объясниться то, что романтики постоянно устремлялись к прошлому. У них мы видим память о Голубом Цветке и, странное дело, хотя сами романтики теперь большею частью нам далеки, мы помним о Голубом Цветке. Для некоторых (скептиков) Голубой Цветок это — чистое мечтание. Для иных это мечтание, имеющее в себе ценное, это импульс к хорошему — нечто идеальное, хотя нечто заведомо несбыточное.

Большинство знает о Голубом Цветке Шпильгагена, который о нем говорит и как нео-романтик связывает память о нем с первыми романтиками: «Синий цветок никто никогда не видел, но им благоухает вся земля. который глупые люди воспевали в стихах и прозе, а миллионы людей думали и мечтали о нем же молча». Г.Ц. по Шпильгагену это та Душа Мира, которая исходит своей постоянной тоской по Небу.

Но у Новалиса Голубой Цветок уже мистический символ, имеющий определенное значение. Это уже не несбыточное мечтание, но символ, скрывающий целую религиозную систему. Было бы слишком сложно сейчас разбирать, откуда произошел этот символ; но мы знаем, что синий цвет — цвет мистиков. (Владимир Соловьев — «Три свидания» — Небесный цвет на Царице — Душе Мира — Голубой цвет у лермонтовского образа, о котором пишет А. Белый — стихи В. Иванова). Мировая душа (понятая как Вечная Женственность) занимает большое место и в современной поэзии. А. Блок — замечательно, что вне религиозных переживаний возникает этот образ, окрашенный религиозным светом: Сологуб (Дулцинея и Альдонса).

Все Средневековье было проникнуто культом Девы. Но Ренессанс его уничтожает, вызывая сильный индивидуализм, т.е. каждая отдельная личность достигает полноты своего самоопределения в такой степени, что она чувствует себя отделенной от всего мира. Завершение эволюции социальной идеи было бы невозможно без этой индивидуализации (Впрочем, на этом определении не настаиваю). Личность нашла свое я в себе, но нашла слишком эмпирически, и злоупотребила этим — род грехопадения, которое можно искупить только посредством развития религиозного творчества — создания нового религиозного сознания. Чрезмерное развитие индивидуальных восприятий уничтожило чувствование связей всех с Матерью-Землей, и отсюда падение культа Богоматери. (В католической церкви это чувство никогда не замирало).

С чувством Мировой Души связано все наиболее живое в поэтическом — лирическом творчестве.

Лиризм Верлэна контрастирует с сухостью современных ему французских поэтов и он именно связан с сильным чувством Богоматери. Проблема отношений чувства красоты и христианства, которая так много занимала человеческую мысль, так трудна, что она до сих пор еще не решена.

(Это синтез, желанный для современного сознания, но утраченный со времен распадения иерархического средневекового миросозерцания).

Новалис является тем живым, что связывает нас с романтизмом. Это первый предтеча перед последним проникновением в тайну Мировой Души, которое и покажет связь между Красотой и Религией (Может быть Ибсен в «Когда мы, мертвые, воскреснем» именно ставит упрек в непонимании Души Мира).

Читать еще:  Как распланировать участок: место для сада и огорода

В Новалисе намечаются возможности христианского поэта нового времени. Но в нем научились видеть не только носителя романтической идеи, понятой как положительная ценность, но и одного из крупнейших поэтов.

Гете сказал про Новалиса: «Он не был императором, но он мог бы быть им». Эти слова, так как и вообще многое о Новалисе, были для всех загадкой. Думается, что Гете подразумевал в своих словах то, что делает истинным Поэтом, именно: совмещение необыкновенного ума (материал для большого мыслителя в фрагментарном виде оставил очень много ценного в этой области) — с детской умилительной религиозностью; рядом с этим — романтическая мечтательность, но которая приобретает аллегорический, часто символический характер — или оккультный, то есть аллегория, для уразумения которой необходимо углубиться в оккультные творения.

Очерк его биографии показывает связь его жизни с миросозерцанием.

В умершей невесте Софии он видит один из образов Мировой Души, его любовь к ней слита с любовью к Премудрости Божьей, Софии. После смерти невесты он проводит остальное время жизни в грусти по ней и радости свиданий в то время, когда ему казалось, что она с ним.

Новалис воспринял Фихте и его идеализм, но он пошел дальше, и он является «плохим» фихтеанцем. Он и идеалист, и реалист. Он называет свое мировоззрение магическим идеализмом.

Его идеал — теургический идеал.

Идеалисту кажется только иллюзией отношение между микрокосмом и макрокосмом. Но Новалис знает, что для Бога нет разницы между макрокосмом и микрокосмом и что эта разница не существует также и для просветленного человека. Новалис реалист и знает реально, что Земля — тело Христово, которое Христос, по воскресении, Сам отдал и скрыл в недры земли, в пещере, которую закрыл камнем. Этого камня отодвинуть никто не может, и когда тело Христово освободится, тогда будет Жена, облаченная в Солнце — будет Христос с Софией.

Новалис-истинный реалист идет a realibus ad realiora.

В настоящее время мы видим в прагматизме нечто отвечающее многим современным запросам. Согласно прагматистам мир пластичен. Он сминается под прикосновением человеческого духа, это происходит посредством внутренней работы человеческой монады; но для этого необходима вера. Общее у Новалиса с прагматистами — его чаяние преобразить мир через воздействие человеческого духа и их идея пластичности мира. Но Новалис говорит более точно, более глубоко и вместе с тем более недоступно. Для прагматистов, как и для Новалиса, важен внутренний опыт. Это же понятие внутреннего опыта — общий исходный пункт Новалиса и современных искателей (через религиозное постижение личности человеческого я). Другое общее у Новалиса с ними: отношение к земле и плоти, к Небу и земле. Общий протест против аскетизма в старом понимании христианства.

Голубой Цветок — это Небо, проникающее землю. Тайна «небесной земли» — символ земли-невесты, освобожденной от «князя мира cero».

Хотя правоверный католик (оставшийся официально протестантом), Новалис не удовлетворяется обычным, внешним понятием о христианстве.

Третее, что соединяет его с современными искателями — это его надежды на раскрытие в душах третьего царства (он приписывает их Я. Беме).

Он выразитель любви, Эроса в смысле религиозном. Все элементы внутреннего опыта, необходимые для разрешения всего враждебного у него есть и ему кажется, что нужно только бросить эту весть людям, и тогда наступит третье царство — Брак Дня и Ночи.

Вяч. И. Иванов. Собрание сочинений. Т.4. Брюссель, 1987, С. 739—741
© Vjatcheslav Ivanov Research Center in Rome, 2010

Предложения со словосочетанием «голубой цветок»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ограничивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «голубой&raquo

Ассоциации к слову «цвет&raquo

Синонимы к словосочетанию «голубой цветок&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «голубой цветок»

  • Помнится, кареты взяли с Владимирской; они были очень стары, голубого цвета , на круглых рессорах, с широкими козлами и клочками сена внутри; бурые разбитые лошади везли нас тяжелой рысью, хромая каждая на разную ногу.

Сочетаемость слова «голубой&raquo

  • голубые глаза
    голубое небо
    голубой цвет
  • взгляд голубых глаз
    на блюдечке с голубой каёмочкой
    голубые глаза девушки
  • стало голубым
    светиться голубым светом
    казаться голубыми
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «цвет&raquo

  • красный цвет
    белый цвет
    чёрный цвет
  • цвет кожи
    цвет хаки
    цвет глаз
  • букет цветов
    волосы цвета
    глаза цвета
  • цвет изменился
    цвет меняется
    цвет нравится
  • менять цвет
    иметь свой цвет
    переливаться цветами радуги
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение словосочетания «голубой цвет&raquo

Голубо́й цвет — это либо группа оттенков синего с небольшим смещением в сторону зелёного, таким, что ещё совсем нет ощущения зелёного оттенка, либо просто светлые оттенки тонов синего диапазона. Спектральному голубому приблизительно соответствует оттенок 130 в цветовой системе Windows (00BFFF16). В более широком смысле голубой можно определить как синеватый или слабо-синий, в таком случае голубыми часто называют вещи, которые по контрасту с окружающими выделяются небольшим синим оттенком. Например, голубыми часто называют кровеносные сосуды, вены, поскольку когда они видны под кожей, то их цвет субъективно воспринимается, как выделяющийся синим оттенком. (Википедия)

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «голубой»
  • Как правильно пишется слово «цвет»
  • Разбор по составу слова «голубой» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «цвет» (морфемный разбор)
  • Перевод словосочетания «голубой цветок» и примеры предложений (английский язык)
Значение словосочетания «голубой цвет&raquo

Голубо́й цвет — это либо группа оттенков синего с небольшим смещением в сторону зелёного, таким, что ещё совсем нет ощущения зелёного оттенка, либо просто светлые оттенки тонов синего диапазона. Спектральному голубому приблизительно соответствует оттенок 130 в цветовой системе Windows (00BFFF16). В более широком смысле голубой можно определить как синеватый или слабо-синий, в таком случае голубыми часто называют вещи, которые по контрасту с окружающими выделяются небольшим синим оттенком. Например, голубыми часто называют кровеносные сосуды, вены, поскольку когда они видны под кожей, то их цвет субъективно воспринимается, как выделяющийся синим оттенком.

Autodidacte

Les clés et les astuces pour apprendre le français

Голубой цветок романтизма (Être fleur bleue)

В мае я препарировал тему цветов и красок во французских идиомах. Сегодня хочу детальнее остановиться на одной из них, слишком уж романтичный образ лежит в ее основе. Обворожительный как… голубой цветок.

Être fleur bleue [loc. fig.]

Signification(s): 1. Péj. Être t rès sentimental ; naïvement romantique. 2. Par ext. Être naïf et rêveur.

Значение(я): Быть крайне романтичным, сентиментальным, наивным; быть «лопухом».

Origine: В основе этого выражения лежит образ из романа «Генрих фон Офтердинген» (нем. «Heinrich von Ofterdingen»), написанного немецким писателем, представителем немецкого романтизма Новалисом (наст. имя Фридрих фон Гарденберг) в конце 1799 — начале 1800 г. В первой части романа, которая называется «Ожидание», двадцатилетнему поэту, романтику и максималисту Генриху фон Офтердингену снится сон о том, что он бредёт по тёмному лесу, выходит к горам и в пещере находит непередаваемой красоты голубой цветок. Голубой цветок — это символ немецкой романтической поэзии, другими словами — символ кристальной поэзии и совершенной жизни человека. Роман остался неоконченным, но по задумке Генрих должен был наконец сорвать цветок из своего сна. По-немецки этот символ звучит, как «die blaue Blume der Romantik» — «голубой цветок романтизма». Во Франции это выражение несколько изменило смысл: поэзия представлялась в нем смесью сентиментальности и наивности. Так родилась на свет французская версия фразеологизма être fleur bleue.

TEST : Quelle romantique êtes-vous : fleur bleue ou hypersentimentale ? (ссылка кликабельна)

Будьте осторожны, сорвешь так голубой цветок и обернешься синим чулком…

Оставляйте ваши замечания и предложения в комментариях.

До встречи на следующей неделе, ботаники! A la revoyure !

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector